ortnit (ortnit) wrote,
ortnit
ortnit

Category:

Осень приде... опять (к вопросу об Ольгиной мести древлянам)

Вот и пришло время традиционного осеннего поста про осенний падёж князей на страницах русских летописей. Собственно, княжеских смертушек, открывающихся эпичным "осень приде" всего две, но зато каких! Вещий Олег наступает на череп коня своего, потому что слушаться надо волхвов, "не бояться могучих владык". Спустя 33 года осеннее обострение обострило легкомыслие и жадность у Игоря Рюриковича. Так говорит книга, рекомая Летописец. То есть, так это все помнили русские люди спустя пару столетий, а как оно там было на самом деле - бог весть. Тем не менее, историю нашего богоспасаемого Отечества пишут и изучают по летописным преданиям и предполагать, что абсолютно все в этих преданиях было выдумано - излишний гиперкритицизм, который для всякой науки есть вреден. Чем ближе ко временам летописным, тем менее легендарного остается в этих преданиях. Смерти государей светлых и великих князей русских тому замечательная иллюстрация. Если об обстоятельствах Олега мы можем говорить лишь, что он действительно умер (хотя... да ну, точно умер. Иначе уже давно навел бы порядок в созданном им государстве),то уже о смерти Игоря мы можем более-менее уверенно говорить, что он умер во время попытки сбора дани, вполне вероятно, что действительно лишней с точки зрения древлян (версию Льва Диакона, что убили Игоря некие "германцы" оставляю на совести криворуких переписчиков и тяжести греческой транскрипции славянских этнонимов). Сегодня же хотелось бы еще раз поговорить о событиях, последовавших после гибели славного князя Игоря.
Позволю себе напомнить содержание этого увлекательного рассказа, который даже современных шестиклассников, которым мамы и папы разрешают "Игру престолов" смотреть, не оставляет равнодушными. После смерти Игоря древлянские власти решают, что негоже его "империи" пропадать и надо определить ее в хорошие древлянские руки. Для этой цели необходимо было по их мнению сосватать за добра молодца и по совместительству князя древлянского Мала вдовую княгиню Ольгу, оставшуюся в Киеве. По мысли древлянских конгрессменов это позволило бы переформатировать "Русскую землю" в "Древлянское королевство всеобщего благоденствия", так как древлянские князья занимаются развитием экономики, а не экспроприациями налогов и пенсионных накоплений сбором дани. Уверенные в неотразимости своего жениха, древляне отправляют сватов к Ольге. Красна девица, которой в версии ПВЛ шел уже 5й десяток (сохранившая в более первозданном виде общий эпический протограф, НПЛмл скромно умалчивает о возрасте "молодой вдовы"), оказалась "великоросской шовинистской" и предкам древних укров (антропологи утверждают, что именно древлянский антропологический тип лег в основу современной украинской нации) уступать пальму первенства не пожелала. А посему кровожадно закопала первое посольство на своем дворе, прибывшее вскоре следующее посольство сожгла заживо в бане, а потом сама пошла в Деревскую землю и устроила там локальный геноцид, завершившийся эпичным огненным дождем из бедных несчастных птичек на крыши главграда всея Древлянской земли - Искоростень. Все это сопровождалось злокозненными загадками, которые простодушные древлянские конгрессмены отгадать не сумели. Ну а потом, по мысли сказителей древних и их последователей - летописцев и агиографов, хотя чего мелочиться, и современных историков тоже, последовала финальная битва между древлянскими сепаратистами и русскими дружинами во главе с младенцем Святославом, его дядькой - воспитателем Асмудом и отцовским воеводой Свен(г)ельдом. Победу одержали "великоросские шовинисты", что привело в последствии к уничтожению целого ряда сопредельных народов и даже одной цивилизации. (Говорят, кое-кто до сих пор не может простить этим гадким и злобным русам уничтожение Хазарии).
Собственно, я хотел поговорить о том, как так получилось, что мстить за погибшего мужа пришлось его вдове? Летописцы 11-12 вв. и их наследники объясняли это странное для кого-то обстоятельство тем, что других князей на Руси не осталось, поскольку Святославу Игоревичу было на тот момент от роду года 3. Однако, реальная картина была мягко говоря совсем иная, нежели представляется адептам Повести Временных Лет. Тот же самый летописец, что изобразил историю леденящей кровь мести Ольги древлянам привел договор Игоря с греками, в котором перечисляют два десятка русских князей, управлявших Русским государством вместе с Игорем, Ольгой и Святославом. Кстати, участие Святослава в заключении этого договора прямо указывает, что он родился значительно ранее составления данного документа и был, следовательно, вполне дееспособным представителем высшей политической элиты Руси. Но, речь тут не о возрасте Святослава Игоревича. В том же составе, судя по количеству, эта корпорация князей действовала во второй половине 950-х гг., когда Ольга отправилась во главе очередного посольства в Царьград. Следовательно, в период с 945 по 957 гг., когда мы более менее надежно можем датировать смерть Игоря, на Руси был натуральным образом избыток потенциальных мстителей за него, даже если предположить, что Святослав был несмышленым молокососом (а мы уже знаем, что это было не так). Помимо нескольких женщин, как и Ольга упомянутых в договоре, среди множества неизвестных нам более мужчин, несколько десятков лет стоявших во главе молодой русской государственности, упоминаются в частности целых два игоревых племянника! Таким образом, явно необходимо иное объяснение того, что Ольга, эта хрупкая женщина, взяла на себя тяжелую ношу отмщения неразумным древлянским сепаратистам.
Тут конечно на ум приходит красочная картина заговора Ольги и Свен(г)ельда против Игоря, которого они убрали руками древлян. Главной опорой этой версии служит местный фольклор Овручского уезда, старинных древлянских земель, в котором именно Ольга собственноручно ликвидирует Игоря. Псковский фольклор сохранил предания о том, что Ольга истребляла многих князей. Учитывая, что после поездки Ольги в Царьград два десятка ее компаньонов действительно исчезают, поневоле поверишь на слово этим преданиям. Однако, на тот момент, когда древлянские "германцы" по сведениям Льва Диакона привязывали к соснам заигравшегося Игоря, никаких признаков разлада между князьями Рода Русского не наблюдается. Реальных причин, а не "что мы хуже Шекспира что ли", подозревать Ольгу у нас, надо признаться, нет. Но, летописное предание само отвечает на эту последнюю загадку княгини Ольги - кроме нее действительно не было в тот момент других князей в Киеве! Ведь летописец прямо сказал (точнее процитировал своего далекого предшественника, создавшего рассказ о первых русских князьях, легший в основу русского летописания) - "осень приде". Отвлечемся от летописей и обратимся к современнику Игоря, Святослава и Ольги, императору Ромейскому и просто очень образованному человеку - Константину Порфирогениту. В своем бессмертном труде "Как нам обустроить ВизантиюУправление империей" он приводит следующие оперативные сводки: "Когда наступит ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Руссами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд, и именно в славянские земли Вервианов (древляне), Другувитов (дреговичи), Кривичей, Севериев (северяне) и остальных Славян, платящих дань Руссам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются я Киев. Затем забирают свои однодеревки, как сказано выше, снаряжаются и отправляются в Романию". С полюдьем тут не все так просто, к примеру историк Брайчевский доказывал, что под греческим словом, которое так созвучно позднему русскому термину "полюдье" здесь нужно понимать "городки" или "крепости", то есть рассказывает император о том, что русские князья покидают в преддверии зимы (осень приде!) Киев и уходят в провинциальные городки, где прокормить свои дружины явно легче, нежели в одном единственном городе и его окрестностях (такое зимнее распыление сил практиковали едва ли не все европейские правители того времени). Это помогало и покоренные народы держать в узде. Еще в 11 веке воевода Ян Вышатич угрожал жителям Поволжья остаться у них с дружиной на зиму. Дружинники были ох как прожорливы, а "зима близко" (даже взгрустнулось - кончилось лето и отпуск кончился ((( ). Тот же император сообщает, что Святослав Игоревич правил не в Киеве, а в некоем граде Немогарде, откуда отправлялся в Царьград особый торговый караван.
Таким образом, мы можем реконструировать события следующим образом. С наступлением роковой осени, когда русские князья разошлись на кормление или за сбором дани в подвластные Руси славинии, а Святослав Игоревич сидел в своей Немогарде, что бы это не значило и где бы это не находилось, главкнязь Игорь Рюрикович отправился в своем последний поход. Древляне, по официальной версии возмущенные неправомочным повышением налоговых тарифов, воспользовавшись тем, что Игорь пришел с малой дружиной (небольшим отрядом личных телохранителей), восстали и казнили его и его дружинников, а затем попытались навязать Ольге свои условия. Вдове Игоря, которая судя по всему была самой знатной и влиятельной особой в пределах Киевской Руси, пришлось как-то затягивать переговоры и выигрывать время, в ожидании, когда русские дружины соберутся в Киеве. Именно эти ее хитрости и породили легенду об Ольгиной мести. Вполне вероятно, что кровавая расправа над древлянским посольством (скорее всего единственным) и кровавая тризна у кургана Игоря действительно имели место быть. Чтобы спасти положение превентивный удар по верхушке древлян был необходим, а у Ольги была собственная дружина, едва ли сильно уступающая дружине Игоря и Святослава. Затем, когда подоспели дружины Святослава и Свен(г)ельда (и Асмуда?), а скорее всего и других князей, началась планомерная операция по усмирению древлянских мятежников. По версии жития Ольги операцией этой вполне самостоятельно руководил Святослав. Знаменитый же эпизод с малолетним княжичем, который начинает броском копья битву с восставшими древлянами, мог относится к более ранним временам начала правления Игоря, когда также имело место восстание древлян. Так что, Асмуд и Свен(г)ельд в событиях Ольгиной мести могли и вовсе не принимать никакого участия. Надо добавить, что по мнению летописеведов глагольные формы в этом рассказе указывают, что во главе русской дружины стоял только один воевода, вероятно Асмуд. А более знаменитого Свен(г)ельда туда вставили позднее.
Tags: Игорь, Ольга, Русская земля, Русский род, Святослав Храбрый, древляне, летописание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments