ortnit (ortnit) wrote,
ortnit
ortnit

Categories:

Античность как орудие национальной идеологии балканских государств. Ч. 5 (заключительная)

1
2
3
4
Античная эпоха занимала и занимает важное место в сознании балканских народов. Она активно используется и в реальной политике, и в нациостроительстве. В разное время и в разных странах Балканского полуострова исторические мифы, восходящие к античной истории, принимали разные формы и обслуживали разные интересы, играли разную роль и имели разные последствия. Подобного рода использование истории в политических целях не является уникальной особенностью балканских государств. Через это прошли все европейские, да и не только европейские, страны. Однако, в силу ряда особенностей у балканских народов этот процесс оказался наиболее острым и затяжным.
Балканский полуостров представляет собой уникальный регион, в котором самым тесным образом сплелись судьбы десятка народов, каждого со своей культурой, религией, языком. Историческая случайность или прихоти сильных мира сего создавали самые невероятные комбинации в разных уголках этой прекрасной страны, в которой с древнейших времен переплетались интересы великих держав. Относительно позднее формирование независимых национальных государств в условиях постоянных попыток ограничить или лишить молодые нации права на суверенитет и на само их существование, как это имеет место быть, в частности, в случае с Македонией, заставляет эти нации обращаться в поисках дополнительных политических и идеологических аргументов в свою защиту к античной истории. Пожалуй, верным будет утверждение, что на Балканах античность по-прежнему актуальна, как нигде более.
Наиболее ранним проявлением такого рода и наиболее сильно отразившимся на мировой культуре является безусловно иллиризм. Зародившись в эпоху Возрождения в городах Адриатического побережья, он сыграл огромную роль в жизни всех славянских народов. Из него выросла идея панславизма, являвшегося важнейшим фактором в формировании национального самосознания всех славянских народов Европы, в том числе русских. В России с панславизмом была очень тесно связана деятельность славянофилов. Панславистское влияние способствовало вмешательству России в национально-освободительную борьбу балканских народов против Османской империи. С деятельностью иллиристов связано создание национальных культур югославянских народов, в особенности хорватов и словенцев.
С 1960х гг. иллиризм как политическую доктрину фактически продвигала интеллектуальная элита Боснии и Герцеговины. В последующем борьба новорожденной бошняцкой нации, возводившей себя к древним иллирийцам и противопоставлявшей на этом основании сербскому и хорватскому народам, вылилась в кошмарные кровавые конфликты на развалинах бывшей Югославии.
Политическая обстановка на западе Балкан способствовала перемещению центра международных иллирологических исследований c конца 1980-х гг. в Албанию. Иллирийское прошлое играет большую роль в идеологии и внешней политике албанцев не только в Албании, но и в Косово, где активно формируется собственный «дарданский исторический миф».
История древних македонян стала камнем преткновения в отношениях между славянами – македонцами, сербами, болгарами и греками. Для Греции Македония – это северные области страны, Александр Македонский – национальный символ, игравший особую роль в годы противостояния Османской империи. Для македонцев – это название их государства и их самоназвание, в котором им отказывают не только греки, но и сербы, и болгары, считающие македонизм идеологическим оружием, расколовшим македонских славян от единоплеменных болгар. Горячие дебаты на всех уровнях вокруг наследия античной Македонии не утихают здесь и сегодня. Пытаясь найти свою собственную идентичность, македонцы активно пропагандируют македонизм. Символы древней Македонии стали символами Республики Македонии после обретения ей независимости в 1991 г., древние македонские цари стали национальными героями и символами новой нации.
В Болгарии ситуация никогда не была столь серьезной. Здесь не бушевали страсти вокруг античного наследия. Однако, фракийское прошлое занимает важное место в историческом мифе болгарского народа, заключающегося в «святой троице» - фракийцы + славяне + праболгары. В зависимости от политической конъектуры отдельные из этих компонентов играли большую или меньшую роль, уходя порой на задний план. Так в конце XIX в., когда в Болгарии боролись за независимость при поддержке России и сильное влияние оказывал иллиризм на первый план выдвигалось славянское происхождение болгар. Фракийская тема использовалась лишь в связи с борьбой с греческим интеллектуальным влиянием и утверждением автокефальной болгарской Церкви. Новое звучание фракийская тема получала в начале ХХ века, в связи с борьбой балканских государств за Македонию. Теперь доказывалось фракийское, то есть негреческое, происхождение древних македонян, и тем самым оспаривались права греков на их наследие. Однако, в первой половине ХХ в. гораздо большее значение для болгарской идентичности играли праболгары, тюркоязычные создатели Первого Болгарского государства. Их значение возросло в связи с охлаждением русско-болгарских отношений накануне Первой Мировой войны и антикоммунистической политикой Болгарии после нее.
Победа коммунистов в Болгарии после Второй Мировой войны и как следствие установление очень тесных союзнических отношений с СССР, вновь выдвинула на первый план славянских предков, так как праболгары были «скомпрометированы» связями с прежним профашистским режимом. Однако, начиная с 60х гг., конъектура вновь меняется. Режим Т. Живкова, для которого характерен уклон к более «патриотическому» курсу, требовал новых «правильных» предков. Фракийцы тут подходили более всего: они были древнейшим населением страны, они были частью античной культуры, что хорошо воспринималось на Западе, они не были связаны ни с пророссийским курсом, как славянская тема, ни с профашистским курсом, как тема праболгарская. В этот период, при деятельном участии болгарской правящей элиты, происходит расцвет болгарской «фракомании», испытывающей сильное влияние «фракомании» румынской, иллиризма, националистических мифов предыдущего столетия. Тем не менее, это имело положительный результат для развития науки. Под патронажем Т. Живкова создается Институт фракологии, регулярно проводятся международные фракологические конгрессы, активно проводятся археологические раскопки, подарившие миру множество уникальных памятников фракийской культуры. Аналогичные процессы в это время проходят в Югославии, где начинает свою деятельность Центр иллирийских исследований, Албании, Румынии и всех странах социалистического лагеря.
Падение коммунистического строя в Болгарии, в связи с антироссийскими настроениями вновь выдвинуло на первый план праболгар в идеологии государства. Но, для фракийцев это, пожалуй, к лучшему, так как фракология получила возможность, освободившись от идеологических клише, очиститься от пережитков фракомании.
Балканским странам еще предстоит пройти путь, который прошли многие другие страны Европы – освободиться от влияния националистических мифов, поддерживающих сейчас молодые нации и завоеванную ими дорогой ценой независимость. Античность, надеюсь, сохранит свое достойное место в историческом наследии балканских народов и перестанет быть оружием в руках политиков и идеологов.
Tags: Балканы, Болгария, Иллирия, Фракия, античное, македоняне, национализм, национальный вопрос, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments