?

Log in

No account? Create an account

Деяния русов. Потерянные царства Европы.

Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт. А.Г. Кузьмин.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Одиссей – самозванец!
ortnit
«Одиссея» Гомера является одним из самых узнаваемых и популярных эпических произведений в мире. Сюжет его достаточно прост. Герой - участник Троянской войны, царь Итаки нескольких соседних островов (да, Одиссей был не просто царем крошечной Итаки, в его распоряжении была небольшая «морская держава»), потомок Гермеса и любимец Афины Паллады, воин, прославленный своей хитростью и смекалкой. По окончании Троянской войны он пытается вернуться домой, но прогневал Посейдона, бога морей. В итоге, Одиссей был вынужден бороздить просторы Черного моря, плавно переходящего в Атлантический океан в представлении греков гомеровской эпохи. Потеряв все корабли и всю команду, наш герой оказывается на берегу острова феаков, где его находит красавица Навсикая, дочь местного царя. Одиссей попадает ко двору царя Алкиноя, где рассказывает о своих удивительных приключениях. Алкиной помогает герою попасть на Итаку, где он сначала выдает себя за бродягу - критянина, попадет к себе домой, а затем устраивает избиение женихов и возвращает царство и жену.

Итак, если исключить фантастические «морские байки», то что мы получаем? Одиссей считается пропавшим без вести или погибшим. На о. Итака царица Пенелопа, ее престарелый свекр Лаэрт (сам бывалый герой) и сын Телемах с верными слугами противостоят претензиям местной знати, жаждущей избрания нового верховного правителя. Его статус должен обеспечиваться браком с Пенелопой. Показательно, что первые главы «Одиссеи» (1-4) в первую очередь посвящены попыткам Телемаха найти отца и заручиться поддержкой Пилоса и Спарты, а не главному герою. [5 глава – боги заставляют богиню Калипсо отпустить Одиссея с о. Огигии, он плывет на плоту, но терпит крушение]. 6-8 главы рассказывают о пребывании Одиссея на острове Феаков. [9-12 главы – рассказ Одиссея о его скитаниях: острова чародеев и чудовищ, сирены, Сцилла, Харибда и т.д.]. В остальных главах рассказывается о подготовке и осуществлении Одиссеем и Телемахом заговора против женихов.
Структура поэмы, как нам кажется, позволяет посмотреть на образ Одиссея под другим углом. Особое внимание тут привлекает «лживая биография», которую Одиссей излагает своему слуге, свинопасу Евмею. Исследователи не раз отмечали, что «лживая биография» в большей степени отражает исторические реалии позднемикенской Греции, когда «народы моря» совершали свои набеги на Египет и страны Леванта: Одиссей представился сыном богатого критянина Кастора сына Гилакса и рабыни, которого законнорождённые братья после смерти отца оставили лишь с небольшим участком земли; вынужденный содержать знатную супругу, Одиссей собрал дружину и стал совершать морские набеги, а затем отправился под Трою с царем Идоменеем. После возвращения оттуда, он отправился в набег на Египет на девяти кораблях. Египтяне разгромили пиратов, но Одиссею удалось уцелеть по милости египетского царя. Прожив при его дворе, Одиссей затем уехал в Финикию с каким-то купцом, а оттуда в Ливию. По пути он потерпел кораблекрушение. Море отнесло его к побережью Феспротии, где он был принят царем Федоном. Благодетель отправил его на корабле на остров Дулихий, но команда решила продать героя в рабство, но ему удалось бежать. Так он оказался на Итаке.
«Истинная биография» в тоже время напоминает приключения аргонавтови морской фольклор. Учитывая обстоятельства, при которых Одиссей появляется на родном острове, возникает подозрение, что он на самом деле самозванец, который лишь выдает себя за самозванца (ЛжеОдиссей притворяется, что он Одиссей, который выдает себя за критянина). Весьма показательно, что на острове его поначалу никто не узнает, даже самые близкие люди. В тоже время, ключевым мотивом всего произведения является вовсе не долгая дорога героя домой (в фантастической части произведения он на самом деле не слишком торопится – волшебница Кирка и богиня Калипсо были весьма радушны), а опасность, которая угрожает «Дому Аркесия» - правящей династии Итаки! Для Лаэрта, Пенелопы и Телемаха появление самозванца «Одиссея» было подарком судьбы. Вместе с «Одиссеем» они уничтожают конкурентов, утверждая господство правящего рода.
Кем же был «Одиссей»? Очевидно, его настоящая личность и была раскрыта в «лживых рассказах»: критский пират, принимавший участие в походах на Трою и Египет, бывавший в Финикии, а затем отправившийся в Ливию. Традиция рассказывает о том, что на Египет и Левант нападали многие герои Троянской войны: Менелай, Калхант и другие. Важно, что после неудачного плавания в Ливию, он оказывается именно на Итаке. Это позволяет предположить, что он попал туда с Запада. Его царю Идоменею, а также Диомеду, и самому Одиссею традиция приписывала переселение в Италию, основание там городов и поселений. В дошедших версиях «Теогонии» Гесиода сыном Одиссея назван Латин, эпоним племени латинов. Есть версия, что именно Одиссей был основателем Рима.
О том, что «истинная биография» Одиссея – байка самозванца, косвенно свидетельствует эпическая хронология. Согласно преданию, Одиссей отсутствовал дома 20 лет, из которых 10 лет длилась осада Трои, а 10 лет он скитался по волшебным островам. Однако, по многочисленным указаниям Троянская война длилась как раз 20 лет (это объясняет, как сын Ахилла Неоптолем вдруг оказался достаточно взрослым воином, чтобы вступить в войну после смерти отца, и многие другие неувязки, трактуемые обычно как эпические вольности), 10 лет ахейское войско «стояло в Авлиде» и грабило Мисию. Таким образом, на странствия Одиссея просто не остается времени (если только в мире волшебных островов время не идет иначе).
Можно предположить, что Гомер и его слушатели были хорошо осведомлены об обстоятельствах «возвращения Одиссея» на Итаку (по одной из версий, сам Гомер был потомком Телемаха) и вся поэма воспринималась иронично. Чего только стоит эпизод, где Одиссей не узнал Итаку, оказавшись на ее берегу. К слову, идея о том, что «Одиссея» своего рода пародия на «Аргонавтику» уже высказывалась в литературе.
P.S. Если следовать сюжетной канве "Одиссеи", не принимая в расчет "заграничные" поездки Одиссея с друзьями по Италии, то следы "настоящего Одиссея" теряются вскоре после нападения на город киконов Исмару, откуда в качестве основной добычи были изъяты запасы исмарского вина. Именно после этого Одиссей теряет практически весь свой флот и попадает в мир волшебных островов (можно списать на галлюцинации отравленного винными парами человека). Далее в "Одиссее" встречаются лишь какие-то полунамеки - "видели на Крите" (отсылка на участие в экспедиции на Запад?), "бывал у феспротов", "ушел к оракулу Додоны".


  • 1
Внезапно...!
Спасибо!

"На святое замахнулись!" (С) :)))
На самом деле большое спасибо, интересно.

Виноват.
На здоровье!

Очень это сложная тема. У меня так получилось. Дорийцы основали Спарту и имели в своей собственности сандалии, меч и трусы. Зачем вторгались? Есть у греков история фольклорная, в которой Зевс, Геракл, Троянская война, троянский конь и ... евпатриды, владеющие землёй. Ев - Европа с Крита. Одиссей тоже с Крита и владеет землёй. Потом Зевс Европу перетаскивает поближе к саксам. Сильными воинами были дорийцы, саксы и ... варяги. В названии евпатриды патер - отец, отчина и вотчина. Киев и Новгород Великий вотчинами не были, потому что городами были русскими. Варяг Игорь брал дань с древлян, потому что Коростень был вотчиной ... (чьей) и по этому, сыном князя Рюрика он не был. Служили они, дорийцы, саксы и варяги.

Правильно не Девкалион, а деусилион. Не Атлантида, а Илион. Атланд - Крит. Венеты Илиона - венеды Гардарики. Эльба была Лабой. Англы с Крита были рядом. Англы - народ не германский.

Edited at 2021-02-10 09:00 pm (UTC)

К Додоне побёг, шельмец. Пеласгово отродье.

всё смешалось в осиновом гнезде Тёмных веков. Но Элевсин и Додона это не дорийские места.
Истинный дориец с локонским характером в Додону не побежит. Зашквар.

К счастью, наш Одиссей был не таков. Не дориец. А про Додону Вы так зря. Общеэллинское святилище. И приношения там были со всей Эллады. Это потом взошла звезда Дельф. А пеласгийским наследием потомки Эллина никогда не брезговали. Напротив, даже гордились.

Обе две священные войны были почему-то из-за Дельфы. Додона,да неолитический реликт.
Но это капище никогда в самые свои лучшие времена не дотягивало.

Это бесспорный факт. Как распиарили Дельфы - так ни один оракул не пиарили. Священных войн только три было. Но это уже дело развитой эллинской цивилизации. А Додона - окраина ойкумены. Святилище на родине северно-греческих племен.

По пути похода дорийцев с северо-запада к Пелопонессу. Кстати, не от хорошей жизни шли.
Развитой элинской ? Первая священная 6-й век? только-только из смуты стали выходить.
Весь спартанский уклад формировался под Аполлоном. Спарта это Корнеи. А когда возникли Корнеи?

Спарта - главный и элитный клиент Дельф. Они во многом на этом и раскрутились. Карнеи - это так, локальный спартанский культ.
6 век - это прям эллинская-эллинская цивилизация (если Вы не путаете с эллинистическим периодом). Вершина архаики. В это время развиваются все ключевые элементы цивилизации: философия, демократия, полисные институты, искусство. Классика (5-4 вв.) - это уже потребление созданного.
Дорийцы и прочие "северные греки" - это горные пастушеские племена. Что им - превысили экологический лимит по рождаемости - пошли к морю. Дорийцы и раньше переселялись. На Крите они уже с ахейцами поселились, на заре микенской эпохи. Во время большого "дорийского переселения" ситуация была конечно похужее. Многолетние неурожаи, голод, межплеменные войны.

Мелкий локальный? Из-за времени Карней погибли 299 спариатов и царь. При блокаде Сфактерии Спарта предложила мир во время Пелопоннесской войны. На острове было 120 спартиатов.

В масштабе Эллады - мелкий локальный. У каждого полиса были подобные архиважные на местном уровне культы. Мы ведь сравниваем с Дельфами. По ключевым вопросам спартиаты туда ездили консультироваться.

«Все критяне – лжецы» (Известный критянин)
«Все лжецы – критяне» (Неизвестный итакец)

  • 1