С письменными источниками у аланистов, опять же, по моему мнению, все не так хорошо, как у меня. Но, зато у них есть анонимный трактат второй половины Х в. «Худуд аль Алам» (или «Алем»), что в значит «Пределы мира» (далее – ХАА).
Этот уникальный документ восходит к какому-то географическому трактату первой половины IX века, который содержит то, чем более ни один древний документ похвастаться не может, а именно взаимную систему координат племен, народов и географических объектов (морей, гор и рек). Русы в этом трактате оказываются помещены на реке «Рус», которая течет откуда-то из глубины Страны славян, протекает области русов с их городами, а потом поворачивает на юг и впадает в Итиль. Сразу напомню искушенному читателю, что реки в арабских источниках это не обычные рекие, а скорее водные пути, которые могут объединять много разных рек. К примеру, Итиль – это Белая, берущая начало в Приуралье, потом она превращается в Каму, а потом, уже в нижнем течении – в нашу Волгу. Соответственно, Русская река, впадающая в Итиль в своем нижнем течении – это Дон, который очень близок к течению Нижней Волги в районе Волгодонска, где купцы перебирались из одной реки в другую. Среднее течение этой химерической «Русской реки» будет таким образом соответствовать, по моему мнению, частично Днепру, Десне и частично Оке. Оку с Доном соединяет Упа. А верхнее течение, берущее начало в Стране Славян, это, возможно Припять.
Согласно ХАА, на западе русы граничили со славянами. На юге их отделяла «река» Рута (с ней все так же весело, как с рекой Рус) и некая «гора», за которой кочевали «внутренние булгары» (черные болгары русских летописей). Эти кочевники, в свою очередь, на западе также граничили со славянами, с юга их кочевья упирались в море, на востоке их соседом был загадочный народ мирватов. «Река Рута» (или «Дуна» - арабский такой арабский) берет начало с некой «горы», которая отделяет страну русов от мадьяр и тюркских печенегов, которые вообще, вроде бы как, кочевали в это время… за Волгой/Итилем. Мадьяры соседствовали с русами на севере и западе своей территории. В общем, много интересного получается. К этим координатам прилагается также краткое, но красочное описание племен и народов. Русы и славяне не являются исключением. Эти описания совпадают с теми, что в трактатах Х века мы встречаем в трудах ибн-Русте, аль-Истахри и ибн Хаукаля. Они в свою очередь восходят к так называемой «Анонимной записке», датируемой обычно второй половиной IX в., и трактату аль-Балхи. Традиция «Анонимной записки» отличается от традиции аль-Балхи описанием русов. В «Анонимной записке» они живут на каком-то «острове», вокруг которого ломают копья уже не одно столетие историки (я уже несколько лет как отказался в принципе от поисков «острова» на каком-то реальном острове), управляются «хаканом», тиранят соседних славян и дружат с хазарами. Аль-Балхи про «остров» ничего не пишет. У него русы делятся на три группы или «вида», которые живут в странах с центрами в городах Куяба (вроде бы Киев), Славия и Арса. Куяба – самая близкая к мусульманам (видимо, речь о Волжской Болгарии). Славия – самая отдаленная, но она торгует и воюет с какими-то другими болгарами (черными или дунайскими?). Про Арсу ничего не понятно, иностранцев там убивают, а купцы из Арсы торгуют через Куябу. Почему-то, Славию любят отождетсвлять с новгородскими словенами, хотя сами они себя к русам не относили и к Болгарии Волжской добираться оттуда было поближе, чем из Киева. Я полагаю, что Славия – это Прикарпатская Русь. Что там писал о «трех видах Руси» аль-Балхи мы не знаем. Его традиция до нас дошла посредством аль-Истахри и ибн-Хаукаля. Но, в ХАА все три группы оказываются расположенными на «реке Рус». Эту же традицию передает Идриси, собравший в своем трактате почти все независимые друг от друга традиции о Руси (у него и наша Киевская Русь с реальными городами 12 века, и «три вида» и какая-то «наиболее отдаленная Русь», явно находящаяся в Прикарпатье, соседствующая с Венгрией и «Макдунийей», то есть Болгарией, находящейся под властью Византии во время правления Македонской династии и ее приемников – эта «отдаленность» и соседство с болгарами и позволила мне отождествить Славию с Прикарпатской Русью). Размещение «трех видов» на «реке Рус» очень вдохновило Б.А. Рыбакова, который отождествил все три города с Киевом, Переяславлем и Родней, а вот я к этой информации относился скептически до недавнего времени.
Продолжение следует...