ortnit (ortnit) wrote,
ortnit
ortnit

Categories:

Размещение племен Европейской Сарматии по Клавдию Птолемею в свете археологии

Предпринял попытку разобрать карту Европейской Сарматии Клавдия Птолемея на соответствие археологическим культурам. Пришел к неожиданным для меня результатам.
Как известно, Птолемей перечисляет племена Сарматии, группируя их столбиками с запада на восток. Ориентирами для него служат горы, моря (Венедский залив (Юго-Восточная Прибалтика), Меотида (Азовское)), в меньшей степени реки (Борисфен, Керкинит (?), Танаис (Северский Днец-Дон?)), а также несколько крупнейших народов в углах Восточной Европы – венеды на северо-западе, бастарны и певкины на юго-западе, языги и роксоланы вдоль Азовского побережья (роксоланы ближе к Танаису).
Сам географ определял границы Европейской Сарматии следующим образом: «4. Предел же Сарматии по меридиану, проведенному через истоки реки Танаиса, находится под 54o -53o. 5. С запада Сарматия ограничивается рекой Вистулой, частью Германии, лежащей между ее истоками и Сарматскими горами, и самими горами, о положении которых уже сказано. 6. Южную границу составляют: язиги метанасты (переселенцы) от южного предела Сарматских гор до начала горы Карпата, которая находится под 46o -48o30', и соседняя Дакия около той же параллели до устья реки Борисфена, и далее береговая линия Понта до реки Керкинита». Упомянутые языги метанасты – это хорошо известные сарматы в Потисье, локализация которых не вызывает затруднений.
В первую очередь необходимо разобраться с главными ориентирами – горами. Птолемей оставил нам их координаты (в своей системе, разумеется), поэтому у нас есть возможность определить их расположение. Проще всего разобраться с горами Карпата и Певкинскими. Первые соответствуют Северо-западным Карпатам, а вторые – Восточным Карпатам. Венедские горы, расположенные на том же меридиане, что и Карпаты, могут соответствовать только возвышенностям, отделяющим Восточную Пруссию с юга – Вармийская или/и Виштынецкая возвышенности. Самые загадочные в истории горы – Рипейские – у Птолемея прекрасно локализуются относительно истоков и устья Танаиса. Без всякого сомнения речь идет о центральной части Среднерусской возвышенности. Аланские горы – это юго-западная часть той же возвышенности, а Бодинские горы, судя по всему, западная часть. Наконец, Амадокские горы должны соответствовать Подольской и Приднепровской возвышенности.

Теперь, вооружившись этими знаниями, перейдем к основной части нашей работы. Для удобства мы разделим все племена на группы.
I группа. Подгруппа 1.1.
1. Венеды – по всему Венедскому заливу к западу от устья Вислы.
Птолемей один из трех древних авторов, упоминающих венедов. И его данные, во-первых, больше всего противоречат нашему стремлению увязать венедов со славянами, а во-вторых, лучше всего соотносится с дополнительными источниками, в данном случае – с топонимикой. Если попытаться переместить данные Птолемея на археологическую карту, то венедам может соответствовать только западнобалтийская культура типа Доллькайм-Коврово.
2. Ниже венедов расположены гитоны, которых мы вслед за старшими товарищами будем отождествлять с готами вельбаркской культуры. Данные Птолемея (напомню, они датируются серединой II в. н.э.) вполне точно отражают экспансию вельбаркской культуры в Мазовию и на Зап. Буг.
(красным цветом - экспансия вельбаркской культуры на Зап. Буг и Припять; зеленым цветом - ареал пшеворской культуры)
3. Далее начинаются трудности. Птолемей помещает за гитонами финнов (феннов) и далее сулонов (булонов). Традиционно их помещают южнее гитонов, но слова географа можно трактовать и так, что фенны и сулоны жили к востоку от гитонов и к югу от венедов. Есть так же распространенное мнение, что финны/фенны тут по ошибке, а на самом деле речь должна идти о племеннах эсто-ливской или ильменской культуре финно-угорского населения. В пользу этого говорит и описание примитивной культуры феннов, оставленное Тацитом в «Германии». Но, далеко не факт, что это название должно соответствовать настоящим финно-уграм. И трудно представить, что Птолемей так сильно ошибся. Поэтому, финнов и сулонов логичнее помещать в ареале западнобалтской культуры к востоку от вельбаркских памятников в междуречье Нарева и Немана.
(оттенки зеленого - разные варианты западнобалтской культуры)
4. Южнее этих гитонов помещаются фругундионы, которых отождествляют с бургундионами. Эту информацию также порою считают ошибочной. Мы исходим из максимально позитивной повестки, поэтому фругундионам отдадим левобережье Среднего Повисленья, к югу от Варшавы. Это ареал пшеворской культуры.
5. У истоков Вислы Птолемей помещает аваринов. Это также зона распространения пшеворской культуры.
6. Ниже аваринов помещаются омброны (пшеворские памятники в Верхнем Потисье), анартофракты, бургионы, арсиеты, сабоки, пиенгиты и биессы «до горы Карпата». Этим племенам соответствует пространство между истоками Вислы и Сана, где чересполосно встречаются памятники пшеворской культуры и культуры карпатских курганов (ККК). Сабоки, пиенгиты и биессы уверенно связываются с культурой карпатских курганов. Анартофракты по всей видимости проживали напротив анартов – племени на северо-западе Дакии, у истоков Тисы. Поэтому, их также нужно относить к племенам ККК. Германское название бургионов намекает на их связь с пшеворским населением, а арсиеты, как мне кажется, относятся к гето-дакийскому кругу племен ККК. На археологической карте арсиетам, сабокам, пиенгитам и биессам будет соответствовать скопление памятников ККК на правых притоках верхнего Днестра.
(памятники ККК помечены крестиком)
I группа. Подгруппа 1.2.
1. К югу от венедов и восточнее перечисленных племен расположены земли галиндов, судинов и ставанов «до алан». То есть, галинды должны быть расположены к юго-востоку от венедов. С галиндами обычно связывают западномазурский вариант западнобалтской культуры – ольштынскую культуру. Ее так и называют – галиндской. Но, в это время их скорее всего должны были оттеснить восточнее готы. Поэтому и галиндов, и судинов (судавов – предков ятвягов) я склонен размещать на восточномазурской (судавской) культуры. Собственно, галинды и судины/судавы продолжали тысячелетиями жить на этой же территории. Правда, часть галиндов в итоге обосновалась аж в Подмосковье (летописная голядь). Ставанам (вариант: славаны, суоб(в)ены, словены!) в таком случае следует отдавать часть зарубинецких территорий, как и предполагалось. Полагаю, им принадлежала верхнеднепровская и деснинская группы зарубинецких памятников (раз уж они граничили с аланами).

2. К югу от галиндов и судинов размещаются игиллионы (не путать с запрещенной в РФ организацией). Полагаю, что им следует «отдать» полесский вариант зарубинецкой культуры.
3. К югу от игиллионов помещаются костобоки (и) трансмонтаны (костобоки – загорцы). Их родня обитала на севере Дакии, в ареале культуры карпатских курганов. Загорских костобоков логично связывать с липицкой культурой на левых притоках верхнего течения Днестра.

II группа
Эта группа представлена племенами, живущими на побережье Восточной Прибалтики выше венедов.
1. Вельты – по всей видимости балтское племя на реке Вилия, притоке Немана. Думаю, что Неман отделял венедов от их северо-восточных соседей.
2. Оссии – А.Д. Удальцов связывал их этноним с р. Оссой, притоком Лаукне, впадающей в Куршский залив южнее Немана. Вопреки его мнению оссиев Птолемей помещает севернее вельтов, но мысль хорошая. Мало ли куда могли перебраться оссии позднее. Вельты, к примеру, вообще могут быть предками велетов – лютичей.
3. Карбоны (карвоны) – самое северное племя, известное Птолемею в этой части света. К востоку от них помещаются кареоты и салы. Последних А.Д. Удальцов связывал с рекой Салацей, по которой проходит граница Латвии и Эстонии. Но, я думаю, что салы – это предки селов на Зап. Двине, одного из древних латышских племен. Карвоны и/или кареоты – скорее всего предки куршей. Вместе с вельтами они видимо составляли население Мемельской культуры, а селы и возможно те же вельты – ареал культуры штрихованной керамики.

III группа
1. Ниже кареотов и селов помещаются гелоны, гиппоподы, меланхлены. Южнее их – агафирсы. Затем аорсы и пагириты. Большая часть этих племен описывается еще Геродотом. Их имена исчезают еще в IV в. до н.э. Аорсы – могущественный союз кочевых сарматских племен, доминировавший в Волго-Донских степях и Предкавказье в 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Аорсы же под именем амаксобиев (живущих в повозках) размещается Птолемеем в междуречье Днепра и Дона. Трудно решить, как к ним относится – как к дани традиции, заимствованиям из Геродота, или как отражению некой реальности, зафиксировавшей переселение племен скифского круга далеко на север. Археологи отмечают очаги позднескифских культур на Верхнем Доне и Верхней Оке. О том, что письменные источники могут отражать реальные миграции агафирсов на север, в Прибалтику, мне уже приходилось писать. Но, нам важнее привязка этнонимов к археологическим культурам II в. н.э. Если следовать логике текста, то этой многочисленной группе «ветеранов античной географии» на территории культуры штрихованной керамики.
Следует отметить, что сарматские памятники в лесостепной зоне (на Верхнем Дону, в том числе в Липецке и Тульской области) интересующего нас времени действительно обнаружены. Их можно связывать с аорсами и пагиритами.
2. К югу от последних расположились савары и боруски «до Рифейских гор». Как мы помним, Рифейские горы – это Среднерусская возвышенность. Ее центр Птолемей поместил рядом с истоками Танаиса (скорее Дона, а не Северского Донца). Поэтому, с учетом пребывания сарматов в Тульской и Липецкой области, саваров и борусков следует помещать, по-видимому, с Деснинским вариантом зарубинецкой культуры, и, быть может, с мощинской культурой.
IV группа
Следующая группа, насколько можно судить, должна размещаться далее к востоку, с севера на юг.
1. Акибы и наски, южнее вибионы и идры. Полагаю, что это финно-угорские племена дьяковской культуры.
2. Южнее (до аланов) помещаются стурны. Исходя из логики текста стурны должны располагаться восточнее ставанов (зарубинецкие памятники), а, следовательно, им нужно «отдавать» мощинскую культуру.
V группа
Эта группа представлена сарматскими племенам степной зоны между Днепром и Доном, что облегчает их расположение. Они довольно точно привязаны к крупным рекам и морскому побережью, что значительно облегчает нашу работу.
1. На побережье Меотиды – восточная ветвь языгов (южнее) и роксоланы (севернее).
2. Амаксобии – по-видимому, часть аорсов, оставшаяся в степях Причерноморья. Их следует локализовать севернее языгов, южнее днепровских порогов.
3. «Скифы-аланы». Птолемей довольно неожиданно помещает аланов в Днепро-Донском междуречье. Аланскую гору мы отождествили с юго-западной оконечностью Среднерусской возвышенности. Следовательно, аланов следует отождествлять с сарматскими памятниками на правых притоках Днепра – на реках Воскла, Псёлл, а также у истоков Северского Донца и далее вплоть до Дона.
4. Между амаксобиями и аланами Птолемей помещает карионов и саргатиев – видимо небольшие кочевые племена.
5. В излучине Танаиса размещаются офлоны и танаиты. Последние рассматриваются как те же аланы.
6. Южнее, вниз по течению Танаиса до его устья и кочевий роксоланов, кочевали осилы (асы-яссы?).
Вероятно, все донские сарматы были группировками временно распавшегося (?) Аланского племенного союза.
7. Между роксоланами в Приазовье и амаксобиями в Поднепровье располагались ревканалы и ексабигиты. Ревканалов также упоминает надпись в честь полководца Диофанта, который по другим данным победил роксоланов. На этом основании предполагается, что ревканалы – это те же роксоланы. В таком случае, предполагают, что Птолемей пытался совмещать разные источники. Однако, ничто не мешает предполагать, что ревканалы – отколовшаяся от роксоланов сарматская орда.
VI группа
Птолемей вновь возвращается в Прикарпатье.
1. Между певкинами и бастарнами (соответственно южной и северной ветвями бастарнского народа) помещаются карпианы – карпы более поздних источников. Впервые «скифы – карпианы» упоминаются в Северо-западном Причерноморье еще в IV в. до н.э., чтобы громко заявить о себе в III в. н.э. (если конечно карпиды и карпы/карпианы имеют отношение друг к другу). С карпами традиционно связывает группа памятников Поянешть-Вертишка, являющаяся локальным вариантом культуры карпатских курганов от Карпат до реки Прут (наш интернет ее почему-то игнорирует, к счастью, статья о ней есть в украинском сегменте Всемирной Паутины, если интересно). Основная масса населения была сосредоточена на р. Сирет. Насколько карпы действительно рассекали территорию бастарнских племен я не разобрался.
2. Собственно певкины и бастарны в общем перечне не перечисляются. Слишком большие и важные для Птолемея. Но, им археологи давным-давно «отдали» культуру Поянешть-Лукашевка в Среднем и Нижнем Поднестровье, на Среднем Пруте и Сирете, родственную зарубинецкой.
3. К северу от карпов Птолемей помещает гивинов и бодинов. С гивинами логично связывать зубрицкие памятники, а с бодинами – среднеднепровскую группу зарубинецкой культуры. Выше мы отождествили гору Бодин с западной частью Среднерусской возвышенности (если исходить из координат Птолемея). Мы видим, что там, где речь идет о зарубинецких племенах система взаимных координат начинает хромать. Опять же, не хватает точных карт археологических культур.
VII группа
Птолемей вновь перемещается в степную зону, чтобы заполнить лакуну в Днестровско-Днепровском междуречье.
1. Между бастарнами и роксоланами (?) Птолемей помещает хунов. Это явно самый свежий слой сведений о сарматских племенах в базе данных Птолемея. Из этих сведений следует, что хуны занимали обширную область на обоих берегах Днепра. Столь раннее появление кочевников с дальнего востока евразийских степей не должно смущать. Оно подтверждается появлением новаций в сарматской культуре, которые берут начало именно в монгольских степях. Именно с хунами логичнее всего отождествлять загадочных кочевников, от которых пришлось спасать знатных дакийских и роксоланских заложников наместнику Нижней Мезии Плавтию Сильвану в 60-е гг. I в. н.э. И, по всей видимости, именно вождями хунов были знаменитые цари Фарзой и Ининсмей чеканившие в Ольвии соответственно золотые и серебряные монеты. (К слову, тамги и имена указывают на родство с этим кочевых кланом некоторых боспорских царей).
2. Далее «ниже одноименных гор -- амадоки и навары». Как мы уже говорили, с Амадокскими горами нужно отождествлять Подольскую и/или Приднепровскую возвышенности. Есть еще «Амадокское озеро», из которого брал в древности начало Южный Буг (Гипанис) (здесь расположено «белое пятно» культур на археологической карте Восточной Европы). Город Амадок Птолемей помещает на Борисфене выше устья. С наварами связан одноименный город на той же широте, что Амадок, но на реке Керкинит (по мнению А.Д. Удальцова - Каланчак), восточнее Днепра. Эти города обычно локализуют в Среднем Поднепровье. В этом случае их нужно отождетвлять с зарубинецкими городищами на Днепре. Я же склоняюсь к тому, что многочисленные города на Борисфене скорее следует связывать с позднескифскими городищами на Нижнем Днепре. В таком случае, «переезд» амадоков от одноименного озера и горы скорее всего отражает реальные миграции скифского населения. Напомню, что я отождествляю амадоков с геродотовыми «скифами-пахарями».
3. У некоего оз. Бики (Сиваш?) проживали торрекады. Очевидно, их имя носил город Торокка на Керкините.
4. На Ахилловом Беге (Тендеровская коса), у Ольвии, проживали тавроскифы (да, они впервые упоминаются вовсе не в Крыму). При императоре Антонине Пие (138-161 гг.) эти хулиганы осаждали Ольвию и только римская помощь спасла город.
VIII группа
Последние племена Европейской Сарматии, о которых пишет Птолемей проживали в Нижнем Поднестровье.
1. С таграми, живущими «ниже бастарнов, рядом с Дакией», следует связывать сарматские памятники Нижнего Подунавья и Нижнего Поднестровья.
2. Ниже тагров – тирагеты. Их как правило связывают с гето-дакийским населением ок. города Тиры, но сохранялись ли во II в. эти памятники, или же местное население переместилось ближе к Дунаю и морю, я не знаю.
Tags: Рим и варвары, античное, балты, венеды, германцы, геты, готы, зарубинцы, историческая география, пшеворцы, сарматы, скифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments