ortnit (ortnit) wrote,
ortnit
ortnit

Categories:

Образ Рюгенской морской державы в скандинавских сагах и проблема происхождения Руси

Удивительно, но, несмотря на то, что история славянского государства на о. Рюген является одной из моих любимых тем, изучению которой я посвятил довольно много времени, в моем жж-шном и опубликованном в формате книг и статей творчестве она практически не нашла отражения. Отчасти это компенсировалось тем, что о Рюгене в свое время опубликовал относительно краткий, но блестящий обзор nap1000 (здесь и далее). К сожалению, он его тогда не довел до конца. Однако, в его работе тогда не нашла места одна сторона рюгенской истории, а именно отражение образа рюгенской морской державы в скандинавских преданиях, попавших в саги и «Деяния данов».
В далеком уже 2012-м г. я опубликовал заметку, в которой изложил свою гипотезу о том, что под названием «Хольмгард» в некоторых «сагах о древних временах» может скрываться именно Рюген. В первую очередь, это саги, посвященные Бравалльской битве, в которых упоминаются могущественный конунг Радбард, его сын Рандвер, ставший шведским конунгом, пасынок Харальд Боезуб, конунг Дании, и внук Сигурд Ринг, а также родич последнего Регнальд, возглавивший хольмгардскую дружину на Бравалле. Эта идея также нашла отражение в моей книге 2013 г. В то время я предполагал, что Древнерусское государство в Восточной Европе было основано переселенцами с Рюгена, а сам остров после их миграции на восток, заселили славяне – велеты, ставшие в последствии руянами/ранами. В последствии я усомнился в вероятности такого хода событий, но вероятность того, что под именем «Хольмгард» в ранней традиции скрывался именно Рюген, остается. И это подводит нас к первому блоку скандинавских сказаний.
Когда пересказываются сказания о Бравалльской битве, зачастую акцентируют внимание на могучих и славных героях этих преданий, как правило упускается из внимания роль «Хольмгарда». Это характерно и для контекста самих саг. Внимание приковывается к Ивару Широкие Объятия, конунгу Сконе и создателю легендарной морской империи в Балтийском и Северном морях, его дочери Ауд Богатой и ее сыновьях. Однако, при этому упускается из виду, что за спиной сыновей Ауд стоял Радбард, конунг «Хольмгарда». Судя по всему, именно при поддержке Радбарда сумел утвердиться в Дании Харальд Боезуб, который фактически был приемным сыном «хольмгардского» правителя и вырос в «Хольмгарде». Второй сын Ауд, Рандвер, являющийся предком конунгов Швеции 9-10 вв., был непосредственно сыном Радбарда. Уже из этого краткого обзора видно, что в основе преданий, отразившихся в сагах этого цикла, лежали представления о том, что некий «Хольмгард», правителем которого выступал правитель Радбард, создал приблизительно в VIII веке могущественное, но эфемерное объединение на берегах Балтийского моря (в монографиях и Интернете широко распространена информация о том, что сам Радбард был сыном некоего Скиры, представителя легендарного шведского рода Инглингов, однако на самом деле это является домыслом одного из авторов Нового времени, а средневековая традиция об этом не сообщает). Причем, если верить средневековой исландской традиции, то конунги так называемой «династии Мунсе», к которой принадлежал в частности Олав Щетконунг, тесть Ярослава Мудрого, были именно потомками «хольмгардцев».
С этой традицией перекликаются другие саги, в которых «Хольмгард» или «Гарды» выступают в качестве «прародины» легендарных скандинавских династий. Примером такого рода служит одна из версий «Саги об Инглингах», в которой основатель этой династии Ингви оказывается внуком хольмгардского конунга Эймунда. В «Саге о Хервер и Хейдрике», о которой нам уже приходилось говорить, главные герои, оказываются предками Ивара Широкие Объятия. Сами же они являются потомками конунгов Гардарики Сигрлами и Свафрлами. В несколько ином ракурсе представляется легендарное «русское» могущество в «Саге о Тидреке Бернском» (1,2,3, 4): некий великий конунг Вилькин или Вильцин/Вильтин создал огромную державу, объединявшую большую часть Европы, в том числе скандинавские страны; после смерти Вильцина, один из его вассалов, конунг руциманов Хертнид, победил вильцинов и установил свою гегемонию, под властью Хертнида также находились скандинавские страны. В несколько измененном виде эта же идея просматривается в произведении «О том, как заселялась Норвегия». Там упоминается о прародителе Гарде, сыновья которого основали небольшие королевства норвежских племен, такие как Рогаланд, Хердаланд, Агдир и другие. Имя Гарда явно перекликается со скандинавским названием Руси – Гардарики.
Ранее, обсуждая эти сюжеты, мы пришли к выводу, что во многих случаях («Сага о Хервер», «Сага о Тидреке») в этих произведениях Русь/Гардарики/Хольмгард заменила ругов, которые смотрятся гораздо уместнее рядом с готами и гуннами. Но, ведь и Рюген, как видно из названия, был связан с ругами (сравните Гарда Агди, отца Ругальва). Ульмеруги из готских преданий, записанных Иорданом в VI веке, и англосаксонской поэмы «Видсид», датируемой VIII веком, скорее всего означали именно ругов острова Рюген.
В пользу этого свидетельствует и то, что поэт Видсид называет королем ульмеругов Хагену, который воевал с Хедином, королем гломмов, имя которого носит остров Хединсее. Этот популярный сюжет, который привязывали и к Ирландии, и к Африке (!), и к гунно-руциманским войнам (в «Саге о Тидреке Бернском», во всяком случае, очень похожий сюжет описывается в связи с историей Озантрикса, Милиаса Гуннского и Аттилы), Aloslum связывает с соперничеством готского вождя Гесимунда и гуннского вождя Ругилы. Однако, мне кажется более вероятным, что прообраз этой истории нужно искать на Балтике, скорее всего V-VI века. Певцом вождя хеоденинга (потомка или воина Хедина) себя называет Деор, автор одноименной англосаксонской поэмы. В начале VIII века «ругинов» упоминает Беда Достопочтенный.
С учетом того, что Русь, руги и «Гарды» оказываются взаимозаменяемыми по сути понятиями (можно вспомнить также область и озеро Гарда в Северной Италии, где проживали руги в V-VI вв. и правил эпический Ортнит, племянник «русских королей»), «Хольмгард» представляется синонимом германского экзонима «ульмеруги». Пролить свет на то, как и когда смешивались в скандинавской традиции восточноевропейская Русь, остров Рюген и древние руги, нам помогают источники XII века – жития св. Оттона Бамбергского и «Деяния данов» Саксона Грамматика.
Подробный анализ Житий св. Оттона Бамбергского, проведенный nap1000 (1, 2, 3, 4), избавляет нас от необходимости обращаться к этой теме. А. Пауль, насколько я понял его теорию, предполагал, что поморяне, рассказывающие Оттону о происхождении и деянии «рутенов», называли их тем же именем, что и восточноевропейскую русь одним названием, что и позволило биографу епископа называть оба народа «рутенами». Пожалуй, это было бы единственным веским доводом в пользу рюгенской теории происхождения Руси. Однако, большинство источников говорит о том, что сами рюгенские славяне называли себя иначе. Мой незаменимый коллега и соавтор Aloslum, развивая мои наблюдения и наблюдения nap1000, высказал предположение, что истинным источником отождествления рюгенцев и русинов стал один из спутников Оттона, который носил специфическое имя Иван. Сам nap1000 привел весьма убедительные доводы в пользу русского происхождения этого человека. Я предположил, что летописная концепция «варягов-руси» отражала в том числе влияние успехов рюгенских славян. Aloslum довел эти идеи до логического завершения. 1. К концу 11 века на Руси сложилась концепция «варягов-руси». 2. Этих «варягов-русь» на Руси стали отождествлять с Рюгенской державой. 3. Иван принес эти идеи в лагерь Оттона Бамбергского, что нашло отражение в письменной традиции Германии. Нужно только добавить, что не только Германии. Герборд писал свою биографию Оттона в 1158-1160 гг., а в начале 13 века была закончена грандиозная эпопея Саксона Грамматика «Деяния данов».
Легендарным известиям Саксона о древних битвах данов и рутенов мы уже неоднократно уделяли внимание (в последний раз здесь). Главный вывод, который мы сделали – «рутены» Саксона Грамматика были изначально ругами, а их войны с данами – это переосмысленные предания о войнах ругов в Подунавье. Однако, это лишь самый нижний слой. «Рутены» в «Деяниях данов» - морской народ, живущий к востоку от Дании. Войны с ними – морские сражения. «Рутены» возглавляют коалицию народов Восточной Прибалтики – «ориентов» (латинский эквивалент скандинавского «Аустрвега» или «Аустррики»). В тоже время, «рутены» явно отождествляются с Киевской Русью. Упоминаются Хольмгард (Новгород), Кенугард (Киев), Палтиски (Полоцк). Одним словом, мы видим ту же мешанину образов, что и в «Саге о Тидреке Бернском», где переплетается Русь, руги эпохи Великих Переселений и некая балтийская «сверхдержава», прообразом которой может служить только Рюген.
Возникнуть эта мешанина могла как раз в 12 веке, когда у Герборда смешивались восточноевропейские рутены и балтийские «рутены». Но, все же, в чем истинная причина этого смешения? Неужели раны/руяне и русь – это один народ? К сожалению, против этого свидетельствует слишком многое, как мне кажется. Хотя, кто-то может со мной не согласиться, разумеется. Для меня решающим фактом стало отсутствие каких-либо намеков на связь с Русью в грамотах рюгенских князей. Там они называют себя и свой народ в полном соответствии с традицией, называющей Рюген Ruya/Ruja/Ruga/Rugia/Roia/Rua/Rue. В тоже время, связующим звеном между двумя народами служат древние руги! Именно с ними ассоциируются восточноевропейские русины и балтийские руяне в эпосе. Именно с ними ассоциируются восточноевропейские русины и балтийские руяне в документах 10-12 вв. Таким образом, представления о ругийском происхождении восточноевропейской руси должны были неизбежно привести к сближению их с рюгенцами, которых также явно связывали с ругами.
Неоднократно отмечалось сходство описаний о. Рюген с «Островом русов» арабских источников начала 10 века. Высшая власть жрецов/«знахарей» над «королевской» властью. Если отказаться от идеи тождества, то логично предположить, что общие традиции власти могли быть наследием более древних времен, общего происхождения двух народов. Как мне представляется, это служит еще одним веским доводом в пользу ругийского происхождения восточноевропейского этноса русь.
Tags: Русь, Рюген, руги, русь, рутены, саги, скандинавы, эпос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments