?

Log in

No account? Create an account

Деяния русов. Потерянные царства Европы.

Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт. А.Г. Кузьмин.


Очерки истории земли Вятичей. Часть 4 (конец)
ortnit
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4 (начало)
Супрутское городище настолько отличается от остальных памятников бассейна Упы, а также от всех известных синхронных поселений роменского типа, что невольно возникает вопрос об этнической принадлежности памятников. Ведь это даже как-то не прилично, если окажется, что супрутская дружина была славянской. Тем более, что и салтовские артефакты находят, а есть веские основания полагать, что в Битицком городище, выполнявшем функции, аналогичные Супрутам, в Северской земле , волынцевская дружина была степного происхождения (болгарского или хазарского, возможно). И даже «скандинавские», как было указано выше, вещи в Супрутах обнаружены. А это, по логике некоторых товарищей, непременно должно означать, что в Супрутах был отряд варягов! К слову, совсем недавно мне примерно такой вопрос задали. Ну что ж, вновь обратимся к А.В. Григорьеву за консультацией:
Read more...Collapse )
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Очерки истории земли Вятичей. Часть 4 (начало)
ortnit
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Последние части представляют собой практически дословный пересказ труда А.В. Григорьева, поскольку информация тут главным образом археологическая, добавить мне не чего, оспаривать выводы археолога (как это порой бывает, например, с работами Носова, где изложенные факты несколько расходятся с выводами, на мой взгляд разумеется).
Несмотря на то, что ранние вятичские поселения исследованы мало, мы можем судить по имеющимся материалам о структуре поселений в бассейне Упы. Уже одно это дает нам важную информацию. Все указывает на то, что поселенцы (в отличие от роменского населения Левобережья, например) пришли в эти края достаточно организованно. Поселения располагались так, чтобы обеспечивать функционирование торговой трассы Дон-Упа-Ока, проходящей по этим землям. Read more...Collapse )

Очерки истории земли Вятичей. Часть 3.
ortnit
Часть 1
Часть 2
В свое время М.В. Грацианский предложил оригинальную гипотезу происхождения этнонима «вятичи», связав его с этнонимами «венеты», «венеды», «анты», выводя из общей основы «vent-» и связывая со словами типа «вятший» (старший, лучший) и т.д. (Грацианский М.В. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА «АНТЫ»). О том, что касается доказательности статьи в отношении собственно главного объекта ее – этнонима антов – судить не берусь. Но, по поводу вятичей, на мой взгляд, в силу изложенного в первых главах, можно сделать вывод, что ни с антами их на прямую связать нельзя, ни оспаривать летописную версию происхождения названия вятичей особых причин (кроме большого желания) нет. Хотя, имя вождя – эпонима вятичей (Вятко – Вячеслав?) восходит к тому же корню.
Итак, мы остановились на том, что малопривлекательные в сельскохозяйственном отношении территории Верхнего Поочья вдруг оказались объектом пристального интереса со стороны земледельцев - славян, устремившихся в эти края, минуя плодороднейшие в Европе черноземы Левобережной Украины, осваиваемые их сородичами – роменцами. Read more...Collapse )

Мысли вслух
ortnit
Потихоньку настраиваюсь к работе над очередным исследованием. В связи с этим периодически возникают разные мысли. Так как исследование будет аж про скандинавов в Восточной Европе (кодовое название "Викинги. Варяги. Русь"), то и мысли соответствующие.
Так вот, Гнездово в нашей научной литературе пожалуй самое скандинавское поселение на планете. Разве что Тимирево сравниться может. Поселениям на Волхове и Ильмене, с их вендскими детинцами, печами, ножами и стрелами, такое и не снилось. И вот едва ли не самое главное тут, это этноопределяющие женские украшения. Раз были женщины, значит была полноценная колония. Была колония, значит были все условия сохранения языка на протяжении относительно длительного времени (до 11 века как минимум). Даже если это не нашло отражения в русском языке, то в местных условиях должно было отразиться без сомнения (смотри: Британия, Нормандия, Ирландия). Значит вокруг Гнездово должно быть полно скандинавской топонимики (ну хотя бы одно название должно быть!). Достаточно ранние документы, упоминающие эту самую топонимику имеются. Топонимов много, но скандинавских нет. А ведь археологический материал свидетельствует, что община Гнездово с кривичами местными не очень-то контачила. Кривичей либо выселяли "за 101 км" насильно, либо они предпочитали переселяться самостоятельно. Условий для ассимиляции просто не было вплоть до ликвидации этого "скандинавского поселения". Это как бы намекает и на то, что само название поселения должно было быть скандинавским или переделанным скандинавами (а уверен, что Гнездово и есть летописный Смоленск/Милиниска). Но, опять ничего. С Тимирево и того хуже. Там и славян не было. А значит скандинавам ассимилироваться было не с кем. То есть, Ярославское Поволжье должно было стать эдаким заповедником скандинавского наречия в Восточной Европе. И опять ничего. К чему все это? Что-то с этноопределяющими женскими украшениями в Гнездово не так... Может они появляются так же, как и мужские артефакты "скандинавской вуали" в Восточной Европе? Сходили куры с чудями "за зипунами", пограбили шведов и шведок. А что им делать с этим всем добром? Можно продать за арабское серебро соседям - славянам. Тем более, что восточные варяги сами не чужды скандинавским модам и девкам своим с удовольствием подарят "черепашек"...

Очерки истории земли Вятичей. Часть 2.
ortnit
начало
В последнее время реконструкции истории вятичей посвятил ряд работ А.А. Майоров (мне на сегодняшний день известно 11 его статей). Работы его представляются весьма интересными и смелыми, хотя порой поверхностными. Тем не менее, явно готовится монография, остается надеяться, что она увидит свет. В одной из своих статей автор обратился к проблеме происхождения летописной легенды о братьях Вятко и Радиме.
Автор предполагает, что за преданием о появлении «Вятко с родом своим» на Оке лежит история о переселении одного относительно небольшого рода, возможно призванного проживавшим здесь уже населением. Он приходит к такому предположению на том основании, что археология не выделяет следов переселения многочисленного племени, которое обязательно (по его мнению) должно оставить после себя пожарища поселений местных жителей, как это предполагается археологами в случае с кривичами. Однако, учитывая, что мощинцы покинули регион за сто лет до появления здесь славян, а на Левобережье Днепра антское и колочинское население было «зачищено» скорее всего степняками также задолго до расселения роменских мигрантов, какие поселения должны были сжигать «правятичи» не очень понятно. Но, сама идея весьма интересна. Выходит, что сначала какое-то славянское население освоило Верхнюю Оку, а затем, как и в случае с Рюриком или Само на Дунае, призвало к себе знатного иноземца, положившего начало княжескому роду Вятичей, от которого получило свое имя и их княжение. Майоров связывает происхождение Вятко с моравами (на основании того, что подобные княжеские имена (Вячеслав) характерны именно для чехо-моравского региона) и относит к периоду нестабильности на Среднем Дунае, вплоть до венгерского вторжения (начало Х века). Такое омоложение этнонима «вятичи» кажется излишним. У нас нет реальных оснований для того, чтобы предполагать, что вятичи когда-то носили другой этноним. Read more...Collapse )
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Мне 30 лет
ortnit
И вот, я более не "молодежь". 30 лет, однако. Я всегда считал, что День Рождения - это, во-первых, самый главный праздник в году, а во-вторых, отличный повод подвести итоги прожитого года. У меня 29-й год жизни вышел... противоречивый. Пожалуй, самое точное определение.
С одной стороны, куча "доделанных достижений": ровно год назад вышла вторая книга; прошлым летом получил права, за которые сражался без малого полтора года; в феврале этого года наконец-то получил диплом - теперь я бакалавр! Дипломная работа - первая за полвека работа на эту тему в отечественной историографии.Впереди магистратура и далее по списку.
С другой стороны, год выдался тяжким во всех отношениях - и финансово, и здоровье дало жару, что еще больше сказалось на финансах. Тем не менее, мы не сдаемся, полны планов и энтузиазма. Теперь дело за вдохновением!

То, что осталось за кадром - 3. Спартак. (Еще одна фантазия на тему)
ortnit
В последние годы о легендарном гладиаторе Спартаке было написано не мало. Изменения в политической и научной жизни в России открывали возможности для нового взгляда на эту загадку. За западной «спартаковской» историографией я не слежу, но полагаю и там про «революционера» не забывают. Уж больно колоритная фигура. Сплошные загадки. А это всегда такой соблазн дать волю фантазии.
Read more...Collapse )

Русы и руги в западных источниках (в соавторстве с Aloslum, неожиданном для него)
ortnit
Традиция отождествления этноса РУСЬ (предлагаю называть этот народ «прарусами» по аналогии с праболгарами, этническими болгарами, основавшими Болгарское государство на Дунае и Волжскую Болгарию), представителей государства Русь или Русская земля в Восточной Европе («Киевская Русь», «Древнерусское государство», может быть «Русский каганат») четко прослеживается на ограниченном, хотя и продолжительном отрезке времени, включающем весь Х век и первую половину XI века. Фиксируется она в пределах бывшей империи Каролингов (Восточно-Франкское королевство, сменившая его Священная Римская империя, герцогство Нормандия во Франции), а также в Англии. Ругами прарусов называют:
1. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.)
2. Грамота германского императора Оттона I об учреждении Магдебургской архиепископии (968 г.)
3. Регинон Прюмский «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.)
4. «Деяния герцогов Нормандии» (кн. 7) Гийома Жюмьежского (ок. 1070 г.)
5. Комментарий к «Законам Эдуарда Исповедника» (ок. 1134 г.) в Хронике Ордерика Виталия (ум. 1143) и в «Хронике» Роджера из Ховедена (ум. 1201 г.)
6. «Генеалогия Вельфов» и «История Вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.)
7. «Магдебургские анналы» (1170-1180-е гг.)
8. «Саксонский анналист» (около 1150 г.), но там это просто переписано из «Продолжения Регинона».
Большая часть этих сведений отражают контакты западной элиты с правящими особами Руси. Read more...Collapse )

Крик души антинорманиста
ortnit
Беседовал в ВК с одним юношей на тему скандинавского присутствия на Руси и вдруг "прорвало". Решил оставить как есть и поскольку получилось по его выражению "много букав" поделиться с общественностью. Тем более, что давно ничего не писал по теме. Возвращаться от античности и фракийских исследований к средневековью оказалось не так легко, как это было раньше. Так, глядишь, совсем заброшу "битвы за Русский каганат". Вобщем, возник вопрос, почему я не верю в сканидинавское присутствие на Руси, что якобы доказывают гнездовские памятники, на что последовал несколько эмоциональный ответ:
А чему верить?
Read more...Collapse )